Изучение лидерства

Категория: Лидерство

Изучение лидерстваИзучение лидерства началось еще в глубокой древности. Явление лидерства в течение веков будоражил сознание многих исследователей.

Лидер — это человек, за которым все остальные люди в  группе признают право взять на себя самые ответственные решения, которые определяют  характер и направление деятельности всей группы.

Различают три подхода к определению факторов эффективного лидерства:

  • подход с позиции личных качеств,
  • ситуационный подход,
  • поведенческий подход. 

 Подход 1. Лидерство начало исследоваться, когда  впервые стали изучать управление (начало двадцатого века). Начальной  целью было выявление личностных свойств или  характеристик хороших руководителей. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей владеют конкретным набором  личных качеств.

Развивая эту мысль, можно утверждать, что люди могут воспитывать в себе такие качества и быть эффективными руководителями (некоторые изученные черты: впечатляющая внешность, здравый смысл, честность, инициативность,  уровень интеллекта и знания, высокая степень уверенности в себе и т.д.).

Ограничения такого подхода — не бывает определённого набора личных качеств, которым обладают  все эффективные лидеры. Так как, в разных ситуациях необходимы разные качества и способности.

Подход 2 (ситуационный).  Это подход,  выявляющий соотношения между личными поведением или качествами руководителя и его эффективностью. Это не говорит о том, что поведение и личные качества не имеют значения для руководства.

Напротив, они являются главными компонентами успеха. Но поздние исследования доказали, что в эффективности руководства главную роль могут сыграть второстепенные факторы.

Эти  факторы заключают в себя характер задания, потребности и личные качества подчиненных, требования и воздействия среды, а также  информацию, имеющуюся у руководителя.

Подход 3 (поведенческий). Такой  подход к изучению лидерства сконцентрировал свое внимание на действиях руководителя, его поведении. Согласно такому подходу, эффективность формируется не личными качествами руководителя, а точнее  манерой его поведения  к подчиненным.

Поведенческий подход организовал основу для спецификации стилей руководства. Ограничения такого подхода  заключаются в тенденции исходить из расчёта, что обязательно существует один оптимальный стиль руководства. Однако, это не так.

В связи с этим современная теория лидерства прибегла к ситуационному подходу. Исследователи пытаются выявить, какие стили поведения и личные качества больше всего соответствуют каждой ситуации. Результаты  указывают, что  способы руководства  должны выбираться в зависимости от ситуации. Это показывает, что руководитель-лидер должен  вести себя по-разному в определённых ситуациях.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Рекомендую также:

  1. Суть лидерства
  2. Эффективность лидерства
  3. Стили лидерства и руководства
  4. Поведенческое лидерство
  5. Матрица лидерства
Янв 06