![](http://growlider.ru/wp-content/uploads/2023/05/handsome-guy-885388__340.jpg)
Процесс коммуникации в наше время важен для любого человека, независимо от его профессии или возраста. Мы работаем, учимся, встречаемся с многими людьми. Они окружают нас и создается определенный круг общения, который является очень важной частью нашей жизни. Поэтому в любом процессе общения есть своя перспектива.
Чтобы легче представить себе перспективные коммуникации, давайте рассмотрим их виды:
— коммуникации между организацией и ее средой. Например, с потребителями какой-либо фирмы или предприятия общаются с помощью рекламы. В сфере отношений с общественностью определяется имидж организации;
— межличностные коммуникации. Руководитель от 50 до 90 % в свое время тратит на разговор, потому необходимо отделять прямой обмен необходимой информацией (то есть межличностные коммуникации).
Для менеджера доступны два типа перспективных коммуникаций: формальные и неформальные. Первые решают пять основных задач. Первая задача – это ознакомление работников с целями организации с целью осознания ими важности работы, которая выполняется. Вторая – изложения конкретных инструкций относительно выполнения работ.
Третьей задачей является обеспечения понимания работы и ее связи с другими заданиями организации. Предпоследней задачей есть предоставление информации о процедурах и методах исполнения необходимой работы.
Пятая – обеспечение подчиненных информацией обратной связи о результатах деятельности организации. Следовательно, перспективные коммуникации помогают связывать разные уровни организации, координировать их деятельность.
Неформальные коммуникации не предвидены организационной структурой. Практика свидетельствует, что значительная часть коммуникаций осуществляется неформально, с помощью незапланированных руководством способов. В теории и практике менеджмента зарубежных стран часто употребляется термин «grape-vine» — система распространения слухов, неофициальных данных.
Стоит отметить, что неформальными каналами коммуникаций передается значительная часть достоверной информации. Неформальная информация бывает достаточно полезной для дополнения информации, полученной через формальные каналы коммуникации; она является ценной для руководителя, однако нельзя допускать, чтобы система распространения слухов была заменителем формальных каналов коммуникации.
Каждый работник организации должен помнить, что он тоже частично участвует в распространении слухов (например, молчание в ответ на вопрос подчиненного — тоже реакция, которая соответственно интерпретируется подчиненными). Особенностью этого канала является скорость возникновения и исчезновения. Кроме того, неформальный канал коммуникации отличается сменяемостью субъектов, в отличие от формальных каналов.
Чтобы произвести оптимальные управленческие решения, менеджеры должны использовать не только формальные, но и неформальные каналы коммуникаций, хотя на последние не всегда можно влиять и контролировать их. Следует помнить, что неформальные каналы коммуникаций — неотъемлемая часть организации, их нужно использовать для достижения необходимых целей.
Многие психологи выделяют пять основных факторов, которые смогут помочь Вам в развитии процесса коммуникации и, таким образом, понять все его перспективы.
1. Ясность. Если использовать относительно коммуникационного процесса закон управления, сформулированный Морфи («Если что-либо может испортиться, то оно испортится»), то он будет иметь такой вид: «Если в вашем сообщении что-либо может быть неправильно воспринятым, то оно и будет неправильно воспринято». Ваши слова должны быть настолько логичными, насколько это возможно.
2. Полнота. Пытаясь упростить и уяснить ситуацию, можем попасть в какую-нибудь «ловушку» неполноты недостаточной осведомленности.
3. Лаконичность. Большинство коммуникаций совершенствуются, когда парочка хорошо подобранных фраз заменяют многословные сообщения с небрежно подобранными словами. В случае формирования длинных посланий иногда проблема связана с обширностью темы. Часто это связано с несостоятельностью коммуникатора сформулировать конкретное сообщение, которое он хочет передать.
4. Конкретность. Многие коммуникаторы придаются к обобщениям или абстракциям, если они не совсем уверены в реальности конкретных фактах. Абстракция обычно приобретает ценность, когда дело связано с абстрактными понятиями, а выбор конкретной терминологии зависит от ситуации.
5. Корректность. Умелое использование методов коммуникации будет ненужным, если сообщение некорректно. Некорректные фразы не всегда вызваны какими-нибудь намерениями выявлять информацию. Незначительные преувеличения, а также необоснованные обобщения и предположения могут обусловить возникновение больших коммуникационных барьеров.