В данной статье рассмотрим процесс развития личности в подростковом возрасте.
Процесс развития личности тесно переплетается с возрастными особенностями, оказывающими огромное влияние на установление личности.
Подростковый возраст является наиболее трудным для воспитания и обучения. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости, который связан переменой психики.
Двигающими силами развития подростка являются противоречия между новыми потребностями и способностью их удовлетворения, а также между возрастающими требованиями со стороны взрослых, коллектива, общества.
Решаются эти противоречия с помощью формирования высшего уровня психического развития, видов деятельности, других качеств личности. В результате подросток становится на более высокую ступень своего развития.
Грани подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением в 5–9ом классах средней школы, за это время ребенок становится почти взрослым. Трудности этого периода характеризуют его как переходный, трудный, возраст.
Главный фактор развития личности подростка — это собственная социальная активность, которая направлена на вхождение в взрослый мир.
Физическое и умственное длительное (нервное) напряжение и отрицательные эмоциональные переживания, могут стать основание для функциональных нарушений в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
Перестройка эндокринной системы вполне может стать причиной раздражительности подростка, его неуравновешенности, периодической апатии и вялости. А с возникновением заинтересованности к противоположному полу, переживания могут возрастать.
В старших классах возникают смешанные компании, а общение выходит за рамки школы, иногда это зачастую отодвигает учение и другие дела на задний план. При этом выделяются две тенденции: к деятельности и общению со сверстниками, желанию быть уважаемым, принятым. Очень тяжело переживаются разрушение дружбы, неблагополучие в отношениях.
Серьезные изменения происходят в отношениях со взрослыми (учителями, родителями). Подросток сопротивляется настоятельным требованиям взрослых, протестует против всяческой опеки, ограничения самостоятельности.
Он хочет, чтобы учитывались его интересы, мнения, которые в основном не достаточно разумны и зрелы. Старшим подросткам соответствует стремление к самовоспитанию (поведение, контроль эмоций и т.д.)
Все эти переживания дают ребенку объясняют причину проявления агрессивности к тем обстоятельствам и людям, которые показывают перед ним и остальными его несостоятельность.
Такое состояние называется аффектом неадекватности, это оказывает большое влияние на формирование их личности (направленность личности, формирование самооценки) и со временем привести к деградации. Хотя иногда аффект неадекватности может подзадорить подростка к преодолению неуспеха, овладеть нужными умениями и навыками.