Развитие человека является непрерывным процессом. Человек испытывает разные физические (морфологические, биохимические, физиологичные) и социальные (психические, духовные, интеллектуальные) изменения. Однако, развитие не ограничивается количественными изменениями, ростом того, что уже есть, а содержит качественные изменения.
Количественные изменения предопределяют возникновение новых качеств, то есть признаков, свойств, которые образуются в ходе самого развития, и исчезновения старых. Развитие есть там, где рождается что-то новое и в то же время отживает старое.
Развитие человека является очень сложным постепенным движением, в ходе которого происходят как регрессивные, так и прогрессивные личностные, интеллектуальные изменения в самом человеке; развитие изменяется лишь за направлением, интенсивностью, характером и качеством.
Процесс развития человека представители разных философских течений объясняют по-разному. Представители идеалистичной философии считают, что развитие человека является процессом стихийным, неуправляемым и спонтанным.
Результатом развития является становление личности как социального существа. В процессе собственной жизнедеятельности человек производит и развивает в себе много социальных качеств и свойств, которые могут характеризовать его общественную суть: сознание, язык, навыки обращаться с вещами и предметами, поведение в семье, на улице, способность производить ту или другую работу и тому подобное.
Сознание является наивысшей, свойственной лишь человеку формой понимания окружающей действительности и себя самой. Ценности культуры воспринимаются благодаря чувствам, а осмысливаются и становятся приобретением личности с помощью сознания. Устанавливая связь жизненных ценностей с собственным опытом, личностными переживаниями, значением для себя человек сам постигает их смысл, оценивает их, предоставляет им личностный смысл.
Личностный смысл является особенным, не безучастным отношением личности к ценностям культуры, с которой она взаимодействует. Личностные смыслы определяют направленность личности, ее социальную позицию, самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации. Только честное вдохновение, только честная страсть создает человеческое величие.
Личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития и самосознания, который позволяет ему находить и избирать среди ценностей культуры личностные смыслы, самостоятельно выполнять соответствующую превращающую деятельность, сознательно и ответственно осуществлять саморегуляцию деятельности и поведения.
Самоконтроль — подструктура личности, которая сопровождает ход достижения субъективной цели, результаты собственных действий, самой актуализации и самореализации. Она позволяет личности своевременно избавиться от лишних ошибок, закрепить правильные способы жизнедеятельности, устраняет неуверенность, вызывает попытку усовершенствовать свое личное поведение в соответствии с общепринятыми личностными смыслами, моральной организацией сознания.
Самооценка позволяет с позиций собственного понимания смысла критически оценить свои действия, поступки, отношения, эмоциональное состояние. Она может вызывать сомнения и неудовлетворения собой, потребность переосмысления приобретенного опыта, что и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности.
Помогать развитию определенных нами подструктур личности — в первую очередь значит влиять на ее стержневую, внутреннюю ось, то есть на то, что ею двигает, к чему она стремится, по ее убеждению, принципам, на основе которых она пытается построить свой образ жизни.
Долговременные исследования человеческого развития дали возможность установить закономерность, которая говорит, что развитие человека определяется внутренними — физиологичными и психическими свойствами организма — и внешними условиями: окружением человека, средой, в которой он живет и развивается.
На фоне этих условий выступают постоянно действующие силы — факторы. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются общим взаимодействием трех основных факторов: среды пребывания, наследственности и воспитания. Конечно, и социализация является процессом и результатом усвоения и дальнейшего активного воссоздания индивидом опыта в социальной жизни.
Процесс социализации, конечно же, связан с совместной деятельностью людей и их общением. Благодаря социализации человек усваивает уже добытые обществом знания, умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности относительно решения новых проблем, которые возникают в жизнедеятельности; опыт отношений к окружающей среде и самому себе.
Некое покорение социального опыта происходит субъективно; восприятие тех же факторов может быть разным, разные люди выносят из фактически одинаковых ситуаций такой же разный социальный опыт. Последний не только субъективно воспринимается, но и субъективно переделывается, становится источником личностной индивидуализации. Поэтому социализация не приводит к заниженной оценке личности, а наоборот, в ней человек приобретает индивидуальность.