Сегодня уже многие признают, что создание мотивированных и заинтересованных в результатах своего труда трудовых коллективов позволяет добиться высокой производительности предприятия. Перед руководством организации стоит непростая задача: как вызвать интерес и стремление к сотрудничеству у работников, то есть определить и применить на практике способы управления мотивацией.
Организация не может существовать без людей, поэтому люди – это самый ценный ее ресурс. К ним нужно относиться с уважением. Если не человек чувствует себя самостоятельным, нужным работником, система мотивации обречена на провал.
Самым важным мотивирующим фактором является внутреннее вознаграждение – удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определенного действия. Оно зависит от разнообразия применяемых навыков, от целостности выполняемой человеком работы, от степени ее влияния на работу других сотрудников предприятия.
Немаловажными также являются возможность работника самому принимать решения, необходимые для выполнения задания, и справедливая с точки зрения работника оплата труда. Обязательно должна быть обратная связь, благодаря которой человек узнает, как оценили его работу.
Кроме психологических способов влияния на мотивацию, важное значение имеет экономическое стимулирование. Это правильно разработанная премиальная система и предоставление разнообразных льгот и бонусов. Если названные способы малоэффективны, значит, причина в характеристиках работы.
Тогда менеджеру необходимо изучить их и соответственно расширить функциональные обязанности работника, повысить его автономность и значимость, усилить обратную связь и предоставить человеку возможность самореализоваться.