Повышение эффективности тайм менеджмента руководителя – это его важнейшее задание, и в первую очередь потому, что речь идет об экономии рабочего времени, к которой в конечном итоге сводится вся экономия.
Экономия времени выражается в осуществлении разных операций относительно управления с наименьшими потерями времени.
В самом общем виде время может быть рабочим и личным. Данные многочисленных исследований доказывают, что не все современные руководители умеют правильно организовывать свое рабочее и личное время.
По большей части причиной этого является отсутствие соответствующих навыков и знаний. Организовывая режим труда, каждый уважающий себя руководитель должен ориентироваться на всю совокупность рабочего времени.
Управленческий труд в любой организации характеризуется не только количественным, но и качественным мерами, связанными с видами расходов времени. Недостаточно хорошо организованный труд тянет за собой неоправданное отвлечение от трудовых занятий, затраты ими времени, предназначенного для отдыха.
Нерациональное использование времени одним из сотрудников создает препятствия в работе других и предопределяет невозможность выполнения общего задания в установленный срок.
Творческий характер управленческого труда многих категорий вызывает необходимость в рациональной организации не только служебного, но и личного времени. Умственный труд не прекращается с окончанием рабочего дня; он может длиться и после, даже вне желания человека в результате возбуждения его нервной системы, которая находится в постоянной работе.
Деятельность руководителей и подчиненного ему коллектива связана с решением разнообразных вопросов, которое требует высокой общей культуры, универсальности знаний. Рациональное использование рабочего времени способствует пополнению знаний, обеспечивает необходимое отвращение от служебных дел, предупреждает психические перегрузки.
Возможность рациональной организации использования времени определяется рядом факторов. В их числе следует назвать уровень профессиональной подготовки руководителя человека и подчиненных ему сотрудников, стиль работы вышестоящих начальников, общий характер организации труда, степень сознания при выполнении служебных обязанностей всеми работниками и т. д. Однако главными являются понимание сотрудниками необходимости анализировать расходы в свое время и их желание планировать его эффективное использование.
Следует отметить, что основу тайм менеджмента руководителя составляет планирование личного труда. Это предусматривает предыдущее изучение и учет расходов времени на отдельные виды работ, выполняемых согласно функциональным обязоностям.
Расходы рабочего времени целесообразно учитывать на основе перечня элементов труда, который складывается для определенной должностной категории. В нем обстоятельно указываются все трудовые операции и виды расходов рабочего времени. В разных отраслях управления широко используются разнообразные методы тайм менеджмента.
Отдельные руководители считают, что решение перспективных вопросов можно отложить на более позднее время, которое не потянет за собой наступления нежелательных последствий, чего якобы нельзя сделать относительно текущих дел. Однако из-за нерешенности перспективных вопросов возникают трудности и просчеты в ежедневной работе, устранять которые придется срочно. Таким образом, на рассмотрение перспективных проблем у руководителей остается времени все меньше, и вся их работа превращается в непрерывное разрешение текущих дел.
Иногда начальники органов внутренних дел тратят много времени на задания, которые могут быть выполнены специалистами или нижестояшими руководителями. При этом их расходы времени, от решения которых во многом зависит повышения эффективности деятельности организации, незначительные.
Как отмечают исследователи, руководители работают за определенным планом лишь 40% своего рабочего времени. Это обусловливает отсутствие ритмичности в работе и негативно влияет на производительность труда, поскольку мешает формированию динамического стереотипа поведения, к которому всегда стремится человеческий организм.