Новые реалии общества требуют подготовки лидеров, способных создавать оптимальные условия для развития каждой личности, максимально учитывать ее индивидуальные интересы, содействовать развитию высоконравственных качеств, которые предоставляют им возможность стать активными полноправными гражданами своего государства и самореализоваться как личности.
А это, в свою очередь, предопределяет необходимость в формировании у многих руководителей системы лидерских качеств, благодаря которым он сможет принимать своевременные самостоятельные решения, убеждать своих подчиненных в правильности своей позиции, вести их за собой на пути достижения поставленных целей.
Психологи определяют формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер, выступая в качестве члена малой группы, а также руководит ею изнутри. Неформальный лидер намного чаще формального взаимодействует со своей группой, хорошо знает каждого ее члена.
Чем более сильный авторитет неформального лидера, тем легче ему манипулировать общим мнением и направлять его в нужное лидеру русло. Многие психологи говорят, что у неформальных руководителей группы способности к лидерству проявляются намного лучше, чем у формальных.
Лидерство — это определенный тип отношений у людей. Всегда существуют лидеры и подчиненные, и в любых отношениях оказывается властно-подвластное взаимодействие. Для эффективной работы необходимо уметь выявлять способности к лидерству, находить лидеров в толпе и предоставлять соответствующую работу.
Для того чтобы это делать, необходимо знать основные проявления лидерских способностей, особенности поведения, основные критерии и методики. Как и при изучении любой темы существуют определенные проблемы, так и с лидерскими способностями не все так просто.
В соответствии с современными исследованиями, необходимым путем решения этой проблемы является распределение тестовых методик в соответствии с возрастом, чтобы у ребенка в пять лет можно было исследовать, лидер ли он или нет, в соответствии с тем, как это оказывается в таком возрасте.